«Глэмпинг» - новый вид эко – туризма в России

«Глэмпинг» - новый вид эко – туризма в России

«Глэмпинг»: гламурный кемпинг или рай в шалаше для любителей природы

Есть категория людей, которые обожают природу, но не готовы расстаться с городским комфортом. И не надо! Именно для таких был придуман новый туристический формат – отдых на природе, совмещенный с благами цивилизации. Никакого аскетичного быта – рядом мягкая кровать, теплый душ, вай-фай. А прямо за дверью – природа: зелень, свежий воздух, пение птиц, рассветы и закаты. У нового тренда есть свое название – глэмпинг.

Отдых на природе по-царски

 

Глэмпинг расшифровывается как «гламурный кемпинг» или «роскошный кемпинг» (объединение двух английских слов, glamorous + camping). Выглядеть это может по-разному: обустроенные шатры, футуристические сферы, эко-хижины, юрты, комфортабельные трейлеры... Вокруг – дикая природа, а внутри – привычный комфорт. Вместо спального мешка – кровать, купание в реке заменяется душем, тушенка – вкусной едой. Пространство полностью обустроено: удобная мебель, телевизор, электричество и даже кондиционирование.

Фото: Краснодарский край, Утриш, Глэмпинг «Доброе»

Фото: Краснодарский край, Утриш, Глэмпинг «Доброе»

Идею «глэмпинга» раскрутили в Великобритании. Все началось с крупных музыкальных фестивалей около 15 лет назад – отдыхающие не желали довольствоваться палатками, предпочитая комфорт. Позже идею «подхватили» и другие: семейные поездки за границу заменили отдыхом в сельской местности, но с привычными удобствами. В 2016 году новый тренд стал настолько популярен, что слово даже внесли в Оксфордский словарь.

Впрочем, и до британцев люди с комфортом отдыхали на природе. Вот только несколько примеров:

  • Королевские шатры с роскошным убранством (во время охотничьих выездов, встреч с высокопоставленными лицами, военных походов). С собой везли мебель, кухню и провизию, изысканный декор. Королевскую свиту сопровождали шуты и музыканты.
  • Африканское сафари в XX веке. Такой отдых был популярен среди американцев и европейцев. Сафари-тент устанавливали на деревянный помост. Палатки обставляли мебелью и предметами старины, защищали сетками от насекомых. После обеда наслаждались чаепитием – стол сервировали слуги.

Сегодня самый большой интерес к новому тренду проявляют в США, Великобритании и Австралии. По подсчетам британского туристического бюро, ежегодно рынок глэмпингов растет на 21%. Владельцы такого бизнеса объединяются в сообщества – есть Американская Ассоциация Глэмпинга и Американская, а сейчас и в России.

 

Глэмпинг и кемпинг: разное отношение к комфорту

 

Глэмпинг подозрительно напоминает кемпинг. Но подход здесь диаметрально противоположный. В кемпингах отдыхают люди, которые ради природы готовы пожертвовать комфортом. Глэмпы, напротив, выбирают те, кто отказываться от привычных удобств не готов даже ради природной красоты.

Основное отличие между глэмпингом и кемпингом – удобства. Обязательно должен быть душ и туалет, электричество, обслуживание. Глэмпинг по уровню сервиса и обстановке напоминает отель. Кемпинг – вариант упрощенный и демократичный. Это небольшая территория с трейлерами или палатками. Иногда есть душ и туалет на площадке, но этим все удобства и ограничены.

Каждое жилище в глэмпинге включает ванную комнату (с горячей водой), удобную современную мебель в номере, вкусную еду (зачастую ее готовит специально приглашенный повар). Для сна – полноценная кровать с постельным бельем (никакого спальника!).

Глэмпинг – это:

 

  • удаленность от цивилизации, обязательно в красивом и часто труднодоступном месте (нередко гостей доставляют на джипах или вертолетах);
  • шикарный вид из окна;
  • аутентичность: интерьер и меню перекликаются с местной культурой;
  • комфортное размещение в условиях первозданной природы;
  • экологичный туризм и предельно заботливое отношение к природе: глэмпинг предусматривает натуральные материалы и органично вписывается в окружающий ландшафт, не нанося вреда;
  • продуманные варианты для досуга: треккинг, паропланы, поездки на лошадях и прочее.


 

Цены на такой вид отдыха варьируются - от 2000 рублей за ночь на человека (в зависимости от сервиса). Предусмотрен не только комфорт, но и дополнительные услуги: смена полотенец, уборка, завтрак в постель, ресепшен, ресторан. Конечно, здесь нет вышколенного персонала уровня пятизвездочного отеля или дорогих брендовых шампуней. Но в глэмпе почти так же комфортно, как в гостинице.

Глэмпинг на любой вкус

 

Глэмпинги выглядят по-разному, ведь фантазия создателей ничем не ограничена. Это могут быть комнаты-капсулы, стеклянные юрты, домики на деревьях, комнаты-пузыри, хижины, бунгало, вигвамы... Природа за порогом тоже отличается – от пляжей до национальных парков. На известном портале Booking к формату «глэмпинг» относится более 1,8 млн предложений по всему миру.

Глэмпинг: Сафари-Тенты

Сафари-Тенты

Глэмпинг: Типи

Типи

Глэмпинг: Юрты

Юрты

Глэмпинг: Белл тенты

Белл тенты

Один из интересных примеров – глэмпинг в Швейцарии в виде домиков-капсул круглой формы. Каждое жилье расположено на деревянной платформе (высота 1400 м над уровнем моря). Из панорамных окон и с террасы открываются виды на горы. В номерах есть все необходимое: кровать, ванная комната и даже дровяная печь.

Впечатляющий пример глэмпинга – в Испании возле заповедника Parque Natural Urkiola. Домики в эко-стиле расположены на деревьях. Гости могут отдохнуть в спальне, где есть большая кровать, или посидеть в гостиной. А захочется – выйти на террасу. Здесь можно не только отдыхать, но и работать – доступен Wi-Fi.

В горах Чили туристам предлагают остановиться в аутентичных хижинах, воссоздающих жизнь местного народа алакалуфи. Правда, в таком домике есть все необходимое, в том числе, ванна и туалет. Интересный момент – техника и освещение работают благодаря энергии солнца и воды.

Развитие глэмпинга в России

 

Глэмпинг еще почти не распространен в России. Но примеры этого вида экотуризма все же есть. Более того, туристический портал Skyscanner включил в двадцатку лучших глэмпингов и российские – целых пять! Это «Гуляй-Город» в Тульской области, «Лес и Море» под Москвой, LeapRus в Кабардино-Балкарии, «Мишкина сказка» в Карелии и «Чепош парк» (Алтай). «Конкурентами» российских эко-мест стали глэмпинги Греции, Шотландии, Франции, Португалии, Ирландии, Италии, Чили,и Хорватии.

В горах Кабардино-Балкарии несколько капсул-номеров располагаются на высоте почти 4 тысяч м – на Эльбрусе. Две из них предназначены для ночевок (вмещают до 18 человек), третья служит столовой, а в четвертой обустроены ванные комнаты.

Примеры глэмпинга есть в Москве и Подмосковье, в Карелии, на Алтае. Но нередко то, что продвигают под новомодным словом, на самом деле – коттеджный поселок или благоустроенный кемпинг.

 

 

Глэмпинг как бизнес в России: быстрая окупаемость

 

В России рынок глэмпинга находится на начальной стадии, ниша почти не занята, но спрос на это направление есть. Пока насчитывается около 20 предложений. Но мест для экологического туризма много: Алтай, Камчатка, Западный Кавказ, леса Коми. Глэмп (модуль) можно купить в Европе и привезти в Россию, но из-за расстояния возможны сложности с обслуживанием. К примеру, если порвется тентовая ткань и потребуется замена.

У глэмпинга как у бизнеса есть несколько особенностей:

 

  1. Не требуется больших вложений – это дешевле, чем обустроить отель или коттедж. Примерная стоимость глэмпига (один модуль) – от 70 000 руб.
  2. Окупается быстрее отеля – за 1.5 года. Комплекс из 15 глэмпов, например, начнет приносить прибыль уже через полтора года. Даже при 60% заполняемости на нем можно зарабатывать около 5 775 000 в год.
  3. Установку глэмпинга легче согласовать – по документам классифицируется как туристическое снаряжение. Это позволяет возводить такие модули почти везде, даже вблизи водоемов. Необходимо лишь договариваться с лесничеством (если глэмпинг в лесной зоне) или с предприятием, у которого это место находится на балансе.
  4. Глэмпинг легко масштабировать – начать можно с 2-3 точек.
  5. Возможна как сезонная, так и круглогодичная эксплуатация. Летний глэмп легко демонтируется и хранится на складе. Зимние решение предусматривают отопление, одеяла с подогревом, уютные печки или экологичные обогреватели.

Материалы глэмпов – натуральные. Используется дерево, ткани, металлоконструкции – в основном, без пластика. Модули располагают рядом с природными источниками или скважинами. Для энергоснабжения используют генераторы (экологичные и бесшумные) или солнечные батареи. Форма модуля может быть разной – клиентов привлекают необычные варианты. Темой постройки нередко выступает национально-исторический колорит. Туристам особенно интересны домики по мотивам сказки или фильма.

По словам президента Российского союза туристической индустрии Сергея Шпилько, подобное средство размещения, скорее, не гламурное, а демократичное – в том числе, с точки зрения инвестиций и стоимости для гостей. Для глэмпинга подойдет не только труднодоступное место на природе, но и ближайшее Подмосковье или даже городской парк. Сергей Шилько также подчеркивает, что глэмпинг будет востребован и на въездном рынке.

 

 

Глэмпинг перспективен в России по нескольким причинам:

 

  • большое разнообразие красивых мест в дикой природе, которые пока не доступны для массового туризма;
  • ограниченный выбор качественных мест размещения;
  • сложности законодательства для стационарной инфраструктуры, а для глэмпинга – напротив.

Генеральный директор проекта «Дикий Дом» Жанна Кира отмечает, что особенно перспективны тематические глэмпинг-лагеря: музыкальные, спортивные, танцевальные и прочие. Такой вариант интересен и для торжественных мероприятий: свадьбы, дня рождения, выпускного.

Глэмпинг может служить и своеобразной разведкой. Если место окажется востребованным, значит, имеет смысл обустроить пространство – построить гостиницу, коммуникации, дороги. Впрочем, к глэмпингу проявляют интерес как к самостоятельному направлению и новому тренду.

 

load img
load img